Таинство крещения.

    Жизнь каждого христианина как члена Церкви начинается с Таинства крещения. Крещение – это врата, дверь, через которую мы входим в пространство спасения. Каждый из нас либо в сознательном возрасте, либо еще во младенчестве прошел через живоносную купель. И вот теперь, когда мы выросли и у нас появились собственные дети, мы тоже приносим их в церковь для совершения над ними крещения. Как правило, младенцев приносят в храм не родители, а восприемники. Но часто приходится наблюдать, что люди совершенно безответственно подходят к выбору крестных родителей для своего малыша: выбирают их не из соображений церковной пользы, а из чисто житейских понятий.

Что же такое восприемничество, и какова его функция в Церкви?

    Восприемники появились в Церкви из практики крещения взрослых, и затем уже их стали брать для крещения детей. В древности Церковь была гонима, богослужения совершались тайно, и просто так человек не попадал с улицы в этот круг. Его кто-то вводил, брал на себя заботу о нем и ответственность за него пред общиной, выступая в качестве поручителя. Когда миновала эпоха гонений, особой необходимости в поручителях за взрослых не стало. Поэтому взрослый человек может креститься без восприемников. Но младенец не может еще веровать и сознательно участвовать в Таинстве Крещения. Для этого существуют восприемники: по их вере младенец принимает Крещение.

    Между ребенком и восприемником возникает особое отношение – отношение духовного родства. Нужно заметить, что в такую духовную связь вступает только один из крестных родителей – одного пола с крещаемым. Сам обычай иметь двух восприемников – довольно поздний. И хотя к нашему времени он уже прочно утвердился в Православной Церкви, все же отношение духовного родства возникает с одним из восприемников.

    Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии. Именно на крестных лежит обязанность вовремя причащать малыша, научить его правильно и вовремя молиться, соблюдать посты, приобщить к другим необходимым правилам церковной жизни. История знает много случаев, когда крестники отступали от православной веры, а их крестные, ничего не приняв, или тяжело заболевали, или умирали, или жизнь их наполнялась скорбями и отчаянием. Поэтому восприемники в течении всей жизни должны следить за тем, как духовно живет и развивается их крестник.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

  1. Монахи и монахини.
  2. Родители для собственных детей.
  3. Лица, состоящие между собой в браке, по традиции Русской Православной Церкви, не могут крестить одного младенца, но при этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, т.е. разновременно.
  4. Неверующие.
  5. Некрещеные.
  6. Малолетние.
  7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
  8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

    В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня. Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

    Итак, крестные родители поручаются перед Церковью о воспринятых крестниках. Чтобы ручательство восприемников было действительным, необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Как прискорбно бывает видеть, что крестные родители не соответствуют даже минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не умеют правильно перекреститься, не носят креста на груди. Иные крестные отцы считают своим долгом перед приходом в храм «принять для храбрости», крестные матери порой бывают нескромно одеты, с обильной косметикой. Крёстные должны быть крещеными, должны знать основы православной веры и ясно представлять, какую ответственность перед Господом принимают на себя. От крестных родителей требуется знание основных истин православной веры, а также необходимый минимум молитв.

Основные необходимые молитвы Царю Небесный, Утешителю, Душе истинны, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.   Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.   Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего,яко Спаса родила еси душ наших.   Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.



  Осмысленно читать:Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единародного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

    Не нужно пугаться тем, кто намерен стать восприемником, но не в полной мере соответствует тем требованиям, о которых сказано выше. Никогда не поздно заняться духовным самообразованием, в особенности если это делается не только для себя, но и ради другого человека. В настоящее время имеется множество изданий, в доступной форме излагающих основы Православия. В случае возникновения недоуменных вопросов нужно обращаться за советом к священнику.

    Если вы серьезный человек, то и к этому событию подойдете серьезно. Купите книжку по теме и постарайтесь понять, что происходит в момент крещения. Еще накануне постарайтесь настроиться духовно. Почитайте молитвы, Евангелие. Крестным обязательно нужно сходить в церковь, пройти собеседование, исповедаться и причаститься. На крестных обязательно должны быть одеты нательные кресты.

    По дороге в храм в день Крещения помните, куда вы идете, избегайте пустословия, шуток, а тем более грубых слов. Возможно, в церкви вам придется подождать, проявите христианское терпение.

    Крещение – это серьезное действо, а не веселая ярмарка чудес, поэтому, если у Вас есть пожелание запечатлеть этот торжественный момент на фотографиях или видеосъемке, стоит предварительно спросить разрешения у священника.

Наречение имени

Младенец

    Церковное имя при Крещении нарекается в честь кого-либо из святых угодников Божиих, который с этого момента становится Небесным покровителем крещаемого. Наши предки давали имена своим детям по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Одна будущая мама, пока ждала первенца, прочитала книгу о Царственных страстотерпцах. Она стала молиться всей прославленной у Бога царской семье, прося помощи, и обещала назвать ребенка именем мужественной и любящей царицы Александры. Вопреки прогнозам врачей, роды прошли легко – и родившаяся девочка была наречена Александрой. Можно выбрать любое православное имя, лишь бы оно было в святцах, а «строго по календарю» называть младенца вовсе не обязательно. Если к моменту совершения Таинства Крещения имя уже выбрано, то нужно определить, в честь кого из святых, носивших такое имя (если их несколько), будет совершаться наречение. Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела, а на церковном языке – днем тезоименитства. Святому, в честь которого назван ребенок, можно заказывать молебны, а его икона обязательно должна быть у ребёнка дома.

Что нужно для крещения

  • Крестик и шнурок для него (можно приобрести в иконной лавке); если крестик не был освящен, скажите об этом священнику, его можно освятить прямо перед крещением;
  • Белая крестильная рубашечка или белая пелёночка;
  • Полотенце.

Рассмотрим теперь, что делают восприемники в процессе совершения Таинства Крещения.

    Таинство крещенияКрещение начинается с чина изгнания злых духов из крещаемого. Церковь противостоит злым духам, от которых некрещеный младенец пока никак не защищен, и борется с ними. Священник читает молитвы и освобождает младенца от власти демонов. Затем следует диалог священника с крещаемым. От приходящего ко крещению требуется отречься от сатаны и исповедать свою веру во Христа. Поскольку младенец не может еще сам давать ответы, то отречение и исповедание совершают крестные родители. Отметим здесь, что вера восприемников ни в коем случае не заменяет веру детей: вера – личный дар, и не может быть заменена верой другого лица. При крещении младенца необходимая предварительная вера крещаемого заменяется фактом рождения от верующих родителей. Поэтому крещение в младенческом возрасте должно совершаться только в том случае, если родители ребенка состоят в Церкви.

    Совершая отречение от сатаны, священник спрашивает: «Отрекаешься ли от сатаны и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его?» Восприемник отвечает: «Отрекаюсь» (этот вопрос и ответ повторяются трижды). Затем священник спрашивает: «Отрекся ли от сатаны?» – восприемник отвечает: «Отрекся» (также повторяется трижды). Священник говорит: «И дунь, и плюнь на него». К сожалению, в настоящее время значения этих действий бывает непонятно для восприемников, или даже вызывает улыбку. Беда в том, что большинство людей не видят присутствия и действия сатаны в мире, не замечают явного идолопоклонства, пронизывающего их жизнь. Многие думают, что можно принять образ жизни мира и ценности, которые он устанавливает, и вместе с тем исполнять «религиозные обязанности». Но христианин должен отречься от того образа жизни и иерархии ценностей, которые навязывает мир, и помнить, что жизнь верующего – это «узкий путь» и борьба. Словами «отрекаюсь» объявлена война сатане; с этого момента начинается битва, исход которой – либо вечная жизнь, либо вечная смерть.

    После этого крещаемый исповедует верность Христу, дает клятву, подобную воинской присяге. Священник задает вопрос: «Сочетаешься ли ты со Христом?» – восприемник отвечает: «Сочетаюсь» (повторяется трижды). Снова спрашивает священник: «Сочетался ли ты со Христом» – «Сочетался» – «И веруешь ли Ему?» – «Верую Ему как Царю и Богу». Это решение принимается раз и навсегда, и не подлежит пересмотру. Такое решение означает безусловную преданность Богу, полную готовность следовать путем веры, что бы ни случилось. Крещаемый исповедует свою веру Христу как Царю и Богу чтением Символа Веры. Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению.

    При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Если восприемников двое, то мальчика может держать крестная мать, а девочку – крестный отец вплоть до погружения в купель. После троекратного погружения в купель младенец возвращается на руки восприемнику того же пола, что и младенец. Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

Суеверия, связанные с крещением

Внимание

Стоит отметить, что среди людей ходит огромное количество разных легенд по поводу происшествий в церквях и «верных» примет на крещение. Среди них распространено заблуждение о том, что если ребенок слишком шумно ведет себя в церкви во время обряда, значит, в нем поселилась нечистая сила. А как Вы будете себя вести, если Вас окунуть с головой в воду три раза ни с того ни с сего, особенно если Вы перед этим мирно спали? Кругом полно незнакомого народа, мама далеко и вокруг тебя постоянно ходит чужой дядя – не весело, правда? Так же и Вашему ребенку неприятно и некомфортно. Поэтому не стоит надумывать себе всякие глупости и переживать без причины. Ребенок ваш чист и здоров и никакая злая сила в нем не обитает. Так же любят рассказывать о том, что если воск с остриженным локоном утонет в купели с водой – малыш долго не проживет. Еще одна не в меру глупая шутка, которую оспаривают не только служители церкви, но и закон Архимеда. Вы когда-нибудь видели, чтобы воск тонул в воде?

Заметки

Православный крест

     В духовном родстве брак запрещен между восприемниками (крёстными) и воспринятыми в Таинстве Крещения (крестниками), а также с родителями воспринятых (крестников). То есть крестный отец или крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями.

Что касается брака между восприемником и восприемницей (крёстные отец и мать одного и того же крещаемого), то они впоследствии могут состоять в браке между собой (“Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении». Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Стр. 49: «В настоящее время 211-я статья Номоканона, в которой указывается на недопустимость брака между восприемниками, не имеет никакого практического значения и должна почитаться отменённою… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою»).

По материалам сайта http://www.radost-brest.com

Комментарии

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.